Фрагмент для ознакомления
2
Термин «здравоохранение» подразумевает функцию государства, имеющую общественно-социальную направленность с вектором на охрану и укреплению здоровья людей.
Согласно концепции А.В. Тихомирова указанный термин предпола-гает институт содержания и реализации возможных государственных га-рантий сферы охраны здоровья, характеризуемой устройством системной формы.
Считаем, рассматриваемая дефиниция законом не закреплена, хотя федеральное законодательство применяет термин «охрана здоровья граж-дан», при этом уточняя, что «медицинская помощь оказывается в государ-ственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (ст. 41 Кон-ституции РФ) [1].
Легальная рассматриваемая дефиниция не закреплена и в Плане национального проекта «Здравоохранение» [6] и в Стратегии развития здравоохранения в РФ на временной промежуток до 2025 года [4]. Это, с позиции автора работы, значительный недостаток отечественного законо-дательства в данной области. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» законодательно закреп-ляет данную дефиницию. Согласно этому закону «охрана здоровья граж-дан» - это система мер политического характера, а также правового аспек-та, социально- экономического, научного, медицинского (включая сани-тарно-противоэпидемический и профилактический аспекты) характера, ре-ализуемых органами государственной власти нашей страны, а также орга-нами нижестоящего уровня управления – местного самоуправления, раз-личными организациями, их должностными лицами, другими лицами, гражданами для профилактики потенциальных заболеваний, сохранения физического и психического здоровья всех граждан и укрепления здоро-вья, поддержания долголетней жизни людей в активной фазе, предоставле-ния необходимой медицинской помощи гражданам [2].
Явно, вопросы охраны здоровья в настоящих эпидемиологических условиях пандемии, связанной с Covid-19 увеличивают свою актуальность не только в границах одной страны, но и глобально. Применима послови-ца: «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Но важнейшая цель здравоохранения – сохранение здоровья населе-ния и его укрепление. Очевидно, что сто процентов населения Российской Федерации как по формальным характеристикам (охват ОМС), так и на практике (каждый человек не раз обращается за необходимой медицин-ской помощью на протяжении своей жизни) связано тесно с системой охраны здоровья.
Согласно с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ [1] любой человек имеет пра-во на медицинскую помощь и охрану своего здоровья, бесплатно оказыва-емую в государственных и муниципальных медицинских учреждениях и финансируемую из соответствующего бюджета, собираемых страховых взносов, а также иных финансовых поступлений.
РФ финансирует программы охраны и укрепления здоровья населе-ния на федеральном уровне, реализует меры по развитию систем здраво-охранения разного направления обеспечения: государственной, муници-пальной, частной, активно поощряет деятельность, направленную на укрепление и развитие физической культуры и спорта, экологической без-опасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан (ч. 2 ст. 41) [1].
Укажем, в Конвенции социально-экономического развития РФ на долгосрочный период до 2023 года уточнено, что отечественная система здравоохранения настоящего времени не обеспечивает необходимость и достаточность гарантий от государства медицинской помощи, а также ши-рокую доступность и высокий уровень качества современных медицинских услуг. Помимо указанного, на официальном уровне признано, что отста-вание уровня развития отечественного здравоохранения от уровня других развитых государств серьезнее, чем в иных ключевых отраслях реальной экономики.
Заботиться и содействовать охране здоровья граждан обязаны все социальные государства. Неутешителен факт, права граждан РФ, обязан-ности государства в области здравоохранения только частичным образом соблюдаются. К примеру, не выполняется доля обязательств государства по предоставлению и обеспечению бесплатности услуг, о часто поднимает-ся вопрос на ежегодной пресс-конференции Президента РФ[21].
Для изменения ситуации по итогам всенародного голосования в дей-ствующую Конституцию РФ внесены необходимые поправки, которые за-крепили за гражданами конституционное право на получение медицинской помощи на условиях доступности и качественности, не зависимо от терри-тории проживания. Выделим факт, если органы власти не обеспечат предоставление гражданам достойного лечения, то данный факт будет трактоваться как нарушение главного закона государства.
Указанное положение в рассматриваемой сфере – это принципиаль-ное отличие и новшество.
Укажем, что на сегодня сформирована современная правовая база развития отечественного здравоохранения, но имеющая спектр проблем. С позиции автора данной работы, одна из проблем – организация охраны здоровья, базирующаяся на действии и развитии всей системы здраво-охранения.
Как и в ситуации с дефиницией «здравоохранение», не смотря даже на более широкое применение термина «система здравоохранения» в научной отраслевой литературе, в правовых актах, нет его легальной де-финиции, а это значительный недостаток законодательства данной отрасли в настоящее время. Главный закон нашего государства (ч. 2 ст. ст.41) за-крепляет на фундаментальном уровне развитие систем здравоохранения разных уровней: государственной, муниципальной и частной [1], а ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 29) упоминает только на от-дельные элементы указанных систем здравоохранения [2].
Исследование показало, что концепция долгосрочного социально-экономического развития нашей страны, указывая на базовые системооб-разующие факторы качественного функционирования современной систе-мы здравоохранения полностью не раскрывает сущности рассматриваемо-го термина.
1.2. Специфика развития сферы здравоохранения
В Российской Федерации на сегодня важнейшим звеном социальной сферы помимо образовательной отрасли, культуры и прочими сферами жизнедеятельности граждан представлена система здравоохранения.
Современная система здравоохранения функционирует на этапе мо-дернизации, разрабатываются различные концепции, многоаспектные про-граммы, разносторонние проекты, их основная характеристика – органи-зационная трансформация здравоохранения, основа которой в много-укладности видов оказываемой медицинской помощи.
Очевидно, термин «система» широко применяем в научной литера-туре и в обычной повседневной жизни. Данный термин используют, если речь заходит о какой-либо упорядоченности чего-либо.
Рассматриваемый термин достаточно универсален, так как он упо-требляется во многих отраслях х знаний. С позиции философии – это спе-цифическим образом выделенное из внешней среды объединенное опреде-ленным образом множество компонентов. Причем, эти компоненты между собой взаимосвязаны и объединены общностью внутренних многоаспект-ных связей либо разносторонних отношений.
С точки зрения авторов Е.Е. Тонкова, В.С. Синенко абсолютно лю-бая система являет из себя совокупность компонентов, состоящих друг с другом в некоторых отношениях и связях, формирующих некоторую це-лостность, определенное единство. Как полагают указанные авторы, си-стема создается посредством внутренних взаимоотношений, формируется взаимными связями ее комонентов [54, c. 135].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об ос-новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (действующая редакция) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон № 160-ФЗ от 29.06.2015 г. (ред. от 26.07.2019 г.) «О международном медицинском кластере и внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Кон-сультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181842/
4. Указ Президент РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии разви-тия здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 № 1662-р (дей-ствующая редакция) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
6. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. Пре-зидиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) [Электронный ре-сурс] // СПС «КонсультантПлюс».
7. Айсханов С.К. О недостаточности финансирования системы здравоохранения в россии // Colloquium-journal. 2019. № 7-1 (31). С. 30-31.
8. Акпулатова А.Е. Состояние здравоохранения как аспект наци-ональной безопасности россии // Вопросы науки и образования. 2019. № 24 (73). С. 38-40.
9. Актуальные проблемы цифровой трансформации здравоохра-нения в россии / Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. // Эконо-мика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 144-148.
10. Анализ влияния реформ министерства здравоохранения РФ на демографическую ситуацию в россии / Арабидзе И.Т., Лунев А.В., Петров Н.В. // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2018. № 2 (24). С. 96-100.
11. Баварова М. Кафедра организации здравоохранения и обще-ственного здоровья № 2 ФГБОУ ВО РОСТГМУ минздрава россии // Ме-неджмент качества в медицине. 2020. № 2. С. 46-49.
12. Бизенков А.С. Исторические этапы реформирования системы здравоохранения в современной россии // В сборнике: Инновационные подходы в современной науке. сборник статей по материалам XXXVIII международной научно-практической конференции. 2019. С. 78-83.
13. Более 170 тысяч консультаций для больных коронавирусом провели врачи телемедицинского центра // Департамент здравоохранения г. Москвы : [офиц. сайт]. – URL: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/news/default/card/3962.html .
14. В Москве заключили почти 250 контрактов ГЧП на один трил-лион рублей // Информационное агентство «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20200930/moskva-1577987293. html
15. В московских поликлиниках появилась разработанная «Сбе-ром» ИИсистема постановки диагноза // Zdrav.expert: Медтех-портал : [сайт]. – URL: https://zdrav.expert/index.php/Проект:Sai_Top3_Diagnosis_(ИИсистема_постановки_диагнозов).
16. Вопросы истории медицины и здравоохранения: казахстан, россия (XVIII-XX вв.) // Медицина (Алматы). 2020. № 3-4 (213-214). С. 94-95.
17. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/features/qa/28/ru/
18. Габуева Л.А., Павлова Н.Ф. Модернизация сферы здравоохра-нения россии и место управления ресурсами в менеджменте медицинских организаций // Финансовая экономика. 2019. № 5. С. 660-664.
19. Гоенко М.Н., Чмелев В.В. Здравоохранение в россии: пробле-мы бесплатной медицины и основные направления их решения в 2019 ГО-ДУ // В сборнике: молодежь и наука: шаг к успеху. сборник научых статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок мо-лодых ученых. Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет. 2019. С. 101-104.
20. Гришаев, С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоро-вья граждан в РФ [Электронный ресурс] / С.П. Гришаев // СПС «Консуль-тантПлюс»
21. Ежегодная пресс-конференции Президента России 17 декабря 2020 года. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/64671.
22. Ерохина, Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Т.В. Ерохина // СПС «КонсультантПлюс»
23. Ефремов Н.А. Кластеризация как приоритет развития системы здравоохранения в россии // В сборнике: Актуальные вопросы экономики. Сборник научных трудов. Чебоксары, 2020. С. 75-78.
24. Журавлева Т.А. Проблемы здоровья населения отдельных ре-гионов россии и доступность услуг здравоохранения // Конкурентоспо-собность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2019. № 1. С. 23-27.
25. Здравоохранение в россии: вопросы финансирования и пер-спективы развития / Глотова И.И., Абрекова А.М., Анастасов И.Г. // В сборнике: Результаты современных научных исследований. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 66-70.
26. Инвестиционный портал города Москвы. URL: https:// invest-moscow.ru/business/public-private-partnership
27. Исторические предпосылки внедрения телемедицинских техно-логий в сферу здравоохранения в россии / Гараева А.С., Залоило М.В., Полещук И.А., Власова Н.В., Гераськина Н.С. // Вопросы истории. 2020. № 12-1. С. 218-225.
28. Кузяшев А.Н. Некоторые подходы к анализу расходов на здравоохранение в странах запада и россии // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 4. С. 29-39.
29. Лепехин В.А. Философские основания национальной системы здравоохранения в контексте стратегии цивилизационной безопасности России // Социально-гуманитарное обозрение. 2020. № 2. С. 13-16.
30. М. Мыльников. Путин поручил расширить возможности поста-вок медоборудования по контрактам жизненного цикла // Деловой журнал об индустрии здравоохранения. URL: https://vademec.ru/news/2019/10/31/putinporuchil-rasshirit-vozmozhnosti-postavok-medoborudovaniyapo-kontraktam-zhiznennogo-tsikla/
31. Малека Ю.Н., Алимкин К.Г. Анализ системы здравоохранения в современной россии и в годы СССР // ГосРег: государственное регули-рование общественных отношений. 2020. № 1 (31). С. 107-114.
32. Миронова О.А., Трушкова Н.Л. Современные проблемы раз-вития здравоохранения в россии и его финансирование // В сборнике: ры-ночная экономика и финансово-кредитные отношения. Ученые записки. Ростов-на-Дону, 2019. С. 29-32.
33. Молчанова Е.В. Особенности развития системы здравоохране-ния в России // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-4. С. 67-71.
34. Москва будет производить медизделия для стомированных больных // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/75435073/
35. Москвина Н.А. Государственная поддержка инновационного развития здравоохранения России // В сборнике: XXXIV международные плехановские чтения. Сборник статей аспирантов и молодых ученых на английском языке. 2021. С. 77-79.
36. Мочалова Н.А. Стратегические приоритеты развития экономи-ки здравоохранения россии // В сборнике: Менеджмент в здравоохране-нии: вызовы и риски XXI века. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 471-475.
37. Национальные проекты здравоохранения в россии: опыт и пер-спективы экономического развития проектного подхода к управлению / Стенькина Е.Н., Курасова Е.А., Слепченко Д.П. // Экономика и предпри-нимательство. 2021. № 1 (126). С. 1008-1011.
38. Нестерова Е. Взаимодействие между россией и юар в сфере здравоохранения // Материалы конференции «Школа молодого африкани-ста». 2019. № 10. С. 155-163.
39. Новый стандарт, цифровое оборудование и искусственный ин-теллект. Итоги года в столичном здравоохранении // Официальный сайт Мэра Москвы : офиц. сайт. - URL: https://www.mos.ru/news/item/84973073/.
40. Оздамиров Р.В., Антонова Н.Л. Состояние сектора здраво-охранения россии и самые острые проблемы в период пандемии 2020 // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 12-9 (68). С. 82-85.
41. Опыт первичной аккредитации специалистов здравоохранения с высшим фармацевтическим образованием (на примере фгбоу во спхфу минздрава россии) / Наркевич И.А., Ладутько Ю.М., Немятых О.Д. // Вестник фармации. 2019. № 4 (86). С. 22-26.
42. Особенности процесса совершенствования управления иннова-ционными рисками в здравоохранении россии / Великороссов В.В., Поно-марев М.А., Хачатурян М.В. // В сборнике: Сборник материалов IV Все-российской научно-практической конференции «Менеджмент в здраво-охранении: вызовы и риски XXI века». Сборник материалов IV Всерос-сийской научно-практической конференции. 2019. С. 163-166.
43. Официальный Интернет-портал Московского Меж- дународно-го медицинского кластера. URL: https://mimc. global/ru/about
44. Оценка условий труда средними медицинскими работниками государственных, ведомственных и частных организаций здравоохранения на дальнем востоке россии / Кирик Ю.В., Прокопчук Л.И., Ткаченко Л.Н. // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23. № 1. С. 35-42.
45. Панова А.В. Финансовое обеспечение системы здравоохране-ния как фактор национальной безопасности россии // В сборнике: Пробле-мы региональной и глобальной безопасности в современном мире. мате-риалы II международной научно-практической конференции преподавате-лей и студентов. 2019. С. 106-118.
46. Полушкина И.Н. Инновации в здравоохранении россии: со-временные проблемы и задачи на перспективу // В сборнике: Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 117-123.
47. Расходы на здравоохранение в россии и программный подход к их финансированию / Буранбаева Л.З., Сабирова З.З., Юлдыбаев Б.Р. // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2021. № 1 (50). С. 86-92.
48. Роднянский Д.В., Валеева Г.Ф. Государственно-частное парт-нёрство в сфере здравоохранения: региональный анализ // Международ-ный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №1. С. 134.
49. Роднянский Д.В., Валеева Г.Ф. Государственно-частное парт-нёрство в сфере здравоохранения: региональный анализ // Международ-ный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №1. С. 133–139.
50. С помощью искусственного интеллекта врачи поставили более 430 тысяч диагнозов // Официальный сайт Мэра Москвы : [офиц. сайт]. - URL: https://www.mos.ru/news/item/83774073/.
51. Свинцов В.В., Макарова О.В. Формирование целевой модели управления учреждением здравоохранения фсин россии на примере ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). С. 939-941.
52. Собянин расширил применение «компьютерного зрения» в ди-агностике болезней // Metro : [сайт]. – URL: https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/sobyanin-rasshirilprimenenie-kompyuternogo-zreniya-v-diagnostike-bolezney-1751130/.
53. Сюрин С.А. Профессиональная патология работников здраво-охранения арктической зоны россии: причины, структура, распространен-ность // Безопасность и охрана труда. 2019. № 1 (78). С. 25-28.
54. Тонков, Е.Е. Методологические подходы к построению систе-мы права / Е.Е. Тонков, В.С. Синенко // Научные ведомости. Серия: Фило-софия. Социология. Право. – 2016. – №10 (231). – Выпуск 36. – С. 135.
55. Травникова Д.А., Шубина Е.Ю. Анализ и оценка динамики по-казателей развития системы здравоохранения россии // Вопросы устойчи-вого развития общества. 2020. № 10. С. 142-149.
56. Файберг Т.В., Щербакова И.Н. Развитие методов формирова-ния финансовых ресурсов в системе здравоохранения россии // Финансы. 2021. № 4. С. 50-56.
57. Фролова И.А., Косинова Н.Н. История развития финансирова-ния здравоохранения в россии: достижения и недостатки // В сборнике: Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI века. Сборник мате-риалов III (I Национальной) Всероссийской научно-практической конфе-ренции. 2019. С. 68-70.
58. Черных Е.Е. Искусственный интеллект в здравоохранении рос-сии: современное состояние и уголовно-правовые риски // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 127-131.
59. Шафоростова Т.Н. Здравоохранение россии новейшего време-ни // В сборнике: Человек и научное познание. Социокультурные аспекты науки. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 138-141.
60. Skryl T.V. Public-private partnership in health care system: case study in Russia // ЦИТИСЭ. 2019. № 4 (21). С. 459-466.
61. Vasilyev P.A. Drug addiction and the practice of public health in late imperial and early soviet Russia // Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2018. Т. 63. № 4. С. 1100-1119.
62. The Final Edition of Global Rankings of Cities on Coronavirus In-novation 2020 Published // startup Blink. - URL: https://www.startupblink.com/blog/the-finaledition-of-global-rankings-of-cities-on-coronavirus-innovation-2020-published/